«Если вдруг вы запланировали осветить развод господина Рыболовлева, пожалуйста, воздержитесь»,— попросила адвокат российского миллиардера Анна Райзер журналистов американского агентства The Associated Press по телефону 16 ноября. В официальном обращении, распространенном Райзер ряду крупных СМИ на прошлой неделе, эта мысль формулировалась по-другому. Любой, кто напишет хотя бы одну статью о разводе российского миллиардера, известного в западной прессе как «король удобрений», может предстать перед судом, угрожала адвокат.
В Швейцарии, где судятся Дмитрий Рыболовлев и его супруга Елена, весьма строгие законы о частной жизни, напоминают журналистам представители миллиардера. И в случае, если просьба бизнесмена будет проигнорирована СМИ, его адвокаты используют эти законы. Райзер напоминает, что в Швейцарии существуют ограничения на освещение частной жизни – и они еще строже, чем для уголовных дел и коммерческих тяжб. Поэтому распространение сведений о громком бракоразводном процессе, как это часто делают мировые СМИ, освещающие светскую жизнь, может в Швейцарии рассматриваться как уголовное преступление, предупредила Райзер.
Впрочем, швейцарский юрист Мануэль Бьянки делла Порта, специализирующийся на законодательстве в области СМИ, считает, что «этот упреждающий удар довольно необычен». По словам эксперта, адвокаты обычно занимаются подобными случаями уже после появления публикаций. При этом, по словам Бьянки, швейцарские суды, как и суды других европейских стран, признают, что некоторые случаи, представляющие общественный интерес, заслуживают освещения средствами массовой информации, хотя материальное благосостояние участвующих в судебном процессе сторон и не является само по себе достаточным основанием для ограничения их права на неприкосновенность частной жизни.
Рыболовлев— один из крупнейших предпринимателей России, который предпочитает избегать прессы и не афишировать свою деятельность. Состояние ему принесла горнодобывающая компания «Уралкалий», контрольный пакет акций которой он продал этим летом. В 2010 году Рыболовлев занял 79-е место среди самых богатых людей мира по версии журнала Forbes и купил бывший особняк Дональда Трампа в Палм Бич за $100 млн. Представители бизнесмена считают, что его биография и имущество не может считаться достаточным основанием для вмешательства прессы в его частную жизнь.
Предупреждение Рыболовлева было распространено после публикации в респектабельной женевской газете Le Temps от 30 октября. Автор вышедшей статьи детально проанализировал связь между бизнесом миллиардера и его частной жизнью. В статье говорится, что 40-летний Рыболовлев, хранит большую часть своего капитала в трастовых фондах на Кипре. Средства были переведены туда вскоре после того, как его жена объявила о разводе. По словам адвоката, именно от активов на Кипре зависит сумма, которую Рыболовлев в конечном итоге будет должен выплатить своей жене.
Серж Мишель, заместитель главного редактора Le Temps, уже заявил, что угроза судебного преследования не остановит его издание от освещения этой истории. «Я считаю, что это не только личное дело. Часть этого процесса касается общественности»,— сказал он. По словам Мишеля, в дело вовлечена огромная сумма, активы Рыболовлева в Швейцарии заморожены, а между тем рабочим на недостроенном особняке в одном из самых престижных пригородов Женевы до сих пор не выплатили деньги за их работу.
«Здесь налицо попытка оказать давление, это ясно. Ничего необычного или спорного здесь нет. Мы не остановимся. Дела со свободой прессы в Швейцарии обстоят лучше, чем в России»,— заявил Мишель.